Поэтому в районах с невысокой стоимостью земли и сформировалась наивысшая концентрация новостроек. Ситуацию несколько нивелирует более высокая, чем 2-3 года назад, мобильность покупателей. Однако, когда на площади 1,5 квадратных километра одновременно возводится больше 80 домов, конкуренция зашкаливает.
На участке между улицами Бронная и Петухова уже началась ценовая война и не факт, что застройщикиуже не вылетели за себестоимость. Особняком, как и всегда, стоит компания "Дискус плюс", никто точно не знает какая у него себестоимость. Феномен компании в том, что она может строить очень долго, не попадая не под какие санкции и штрафы.
И когда через 4 года дом все-таки сдаётся в эксплуатацию, то клиент по соотношению показателей цена, качество и сроки строительства всё равно оказывается в плюсе. Я, как и большинство экспертов, не могу сказать ничего внятного по поводу планов и финансового состояния компании "Дискус плюс", просто констатирую факт, что в ценовой борьбе у компании нет конкурентов.
Даже в сегменте социального жилья валютная составляющая в цене квадратного метра не ниже 15%, а так как доллар, мягко говоря, не падает себестоимость будет расти. Застройщики же не станут работать себе в убыток, кроме тех, кто хочет собрать деньги и испариться. Поэтому цена остановиться, и во время острой фазы кризиса немаловажное значение будет играть качество исполнения и состояние территории за пределами квартиры.
С учётом господдержки ипотеки, а главное возможности получить рассрочку до конца строительства у многих компаний, покупка новостройки для собственного проживания сегодня даже выгоднее вторички. Дело в том, что при ипотеке на 15 лет за готовое жилье, без господдержки придётся переплатить 48%, плюс сама новостройка дешевле. Застройщик даёт рассрочку, а аренда за жильё 14% за два года (помесячно, а не единовременно), правда если дом сдадут. Поэтому главным критерием опять становится надежность застройщика.
С другой стороны заметно сузился сегмент новостроек, где можно заработать. Нет смысла покупать в местах скопления новых домов, застройщику вы все равно не конкурент, у него, как минимум, господдержка ипотеки и рассрочка. В сегменте социального жилья более высокая мобильность покупателей, они ищут не место, а цену.
Более высокими темпами растёт квадратный метр на площадках комплексного освоения территории: "Европейский берег", "Панорама", "Стрижи", "ОАЗИС". Есть шансы заработать на компаниях, которые часть прибыли отдают инвесторам, особенно при продаже на начальных стадиях это : "ПТК-30", "Строитель", "Стройинвестпроект", "ОЛМА", "Камея".
Более выгодный, хотя и более сложный вариант, покупка коммерческой недвижимости на территориях комплексного освоения крупных площадок. Там гарантированно не возникнет конкурентов, которые к клиентам будут ближе вас. Здесь можно раскручивать внутриквартальные магазины, фитнес-центры, парикмахерские, такой бизнес практически не конкурирует с большими ТЦ или ТРЦ. Из площадок перспективны : "Европейский берег", "Панорама", "Стрижи", "Чистая Слобода".
Тему конкуренции продолжим в следующей публикации 25.08.2015.